О педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Митюшкиной Валентины Анатольевны |
![]() |
Признание заслуг педагога
Сущность процесса обучения в современной школе сегодня надо рассматривать через призму жизни самого человека, стараться увидеть закономерности жизни в частных проявлениях
школьной реальности, определить человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания как средство жизни.
В последние десятилетия изменился характер обучения, вызвавший новые образовательные тенденции:
- значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;
- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
- ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Школа является тем социальным институтом, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.
Учителем русского языка и литературы я работаю с 1996 года. В 1996 году закончила Пензенский государственный университет им. В.Г.Белинского по специальности учитель русского языка и литературы. Имею высшую квалификационную категорию. Последнюю аттестацию проходила в 2015 году.
Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся; воспитание духовно развитой, всесторонне грамотной, креативной и мобильной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, умеющей легко адаптироваться в современных условиях.
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
-повышать мотивацию к изучению русского языка и литературы;
-использовать новые педагогические технологии;
-раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
-подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
-совершенствовать формы организации учебной деятельности;
-развивать коммуникативные способности и речь учащихся;
-воспитывать любовь и уважение к родному языку, литературе и русской культуре.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребностей детей, их индивидуальные особенности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием для интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Образовательные технологии и их результативность:
Технология |
Результат использования |
Учебно-исследовательская технология |
Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления. |
Технология игрового обучения |
Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта. |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения. |
Обучение в сотрудничестве |
Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей. |
Дебаты |
Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление. |
Интегрированные уроки |
Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. |
Информационно-коммуникативные технологии |
Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к сети Интернет. Использование электронных версий тестов по русскому языку. |
Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование |
Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков. |
Здоровьесберегающие технологии и методики |
Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса. |
Повышаю эффективность обучения через учебно-исследовательскую деятельность учащихся, что является инновационной педагогической технологией, для реализации которой необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.
Моя педагогическая деятельность включает следующие компоненты:
- входящий контроль, диагностика уровня обученности и выбор перспектив развития;
- планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;
- создание условий для исследования через систему уроков;
- дифференциация и индивидуализация домашних заданий;
- выстраивание индивидуальной образовательной;
- внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам и научно-практическим конференциям;
- самооценка и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.
Учебно-исследовательская технология позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.
Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываются:
- возрастные особенности учащихся;
- преемственность технологий;
- особенности классных групп в параллелях;
- возрастание доли самостоятельности учащихся;
- профиль класса.
Основной миссией учителя является развитие личности ребёнка, т.е. стремление к более полной самореализации личностного потенциала, поэтому одной из основных своих задач в школе считаю развитие творческих способностей учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного обучения. На протяжении многих лет работаю над проблемой «Активные формы и методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся и развития их коммуникативной культуры». Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Стремление развить эти качества, и движет мною при работе с детьми, и я стараюсь из урока в урок, изо дня в день вести ребёнка по дороге самосовершенствования. Выбираю такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им. Использую технологию игровой деятельности. Провожу литературные игры, которые дают очень хорошие результаты: во-первых, появляется интерес к чтению и к литературе, причём, учащиеся читают книгу не поверхностно, а очень внимательно и сосредоточенно, боясь пропустить детали, которые затем окажутся важными при анализе текста; во-вторых, материал по теме обобщается не скучно и сухо, а непринуждённо и с большим желанием и охотой; в-третьих, развиваются разные виды речевой деятельности, в том числе выразительное чтение любого текста; в-четвёртых, раскрываются способности детей, все видят, как может быть талантлив и сообразителен их одноклассник; в-пятых, формируется чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, чувство долга, человеколюбие. Также применяю технологию «Портфолио», когда ребята видят конкретные результаты своего труда, сравнивают себя с самим собой, понимают, чего достигли за определённый период и что ещё предстоит сделать, чтобы итог обучения был положительным. В моём арсенале и технология разновозрастного обучения, где школьники не только работают в разных группах, но могут сравнить себя с учениками из другого класса, поучить друг друга, поучаствовать в ролевых играх, что, несомненно, в малокомплектных классах способствует социализации учащихся. Конечно, использую и интерактивные формы работы, и проблемное обучение, и проектную деятельность, и ИКТ. Всё это делает уроки интересными и повышает мотивацию учащихся.
С введением в учебный процесс авторских программ мною были разработаны и апробированы в учебном процессе программы курсов: «Комплексный анализ текста», «История русского языка в говоре села Кириллово»; литературного кружка «Юные поэты и писатели»
Сведения о повышении квалификации:
2010 г. по программе «Методика преподавания русского языка и литературы» в ГБОУ ДПО ПИРО; 2011 г. по программе «Интернет-технологии для работников образовательных учреждений» в РЦИО ПГУ; 2011 г. по «Информационно-коммуникационные технологии» в ФАОУ ДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы»; 2011 г. по программе «Использование информационных технологий в проектной деятельности» в Пензенской государственной технологической академии; 2013 г. по программе «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения в условиях введения Федеральных государственных стандартов общего образования» в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»; 2014 г. по программе «Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС ООО» в ФГНУ ИСМО РАО.
Имею публикации на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», на сайте «Педсовет.ORG», на сайте МОУ СОШ с. Кириллово